«Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество»
Толерантность – искусство жить в мире людей и идей; предоставление каждому человеку возможностей для развития без какой-либо дискриминации
Доступность – свойство объекта находиться в состоянии готовности к обеспечению запросов людей с различными нуждами
Качество – способность соответствовать установленным требованиям и существующим потребностям
Цель проекта
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместный с другими детьми образовательный процесс, в общую урочную и внеурочную деятельность
Задачи проекта
- Активизация процесса ресурсного обеспечения образования детей с ограниченными возможностями здоровья
- Преодоление барьеров в организации их совместного с другими детьми обучения, воспитания и развития
Образование детей с ОВЗ
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от образовательной организации предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных организациях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МАОУ СШ №34 реализуется модель «Ресурсный класс».
Модель «Ресурсный класс» опирается на научно-обоснованный метод обучения, основанный на прикладном анализе поведения (АВА-терапия). Суть подхода состоит в коррекции проблемного поведения, мешающего социализации, а также являющегося преградой для обучения детей с РАС. Обучение в ресурсном классе позволяет реализовать право особого ребёнка на получение образования совместно с нормотипичными сверстниками. В образовательный процесс включен каждый ученик с учётом его возможностей и потребностей.
В рамках проекта инклюзивного образования в МАОУ СШ №34 реализуются программы 8.1, 8.2, 8.3 и 8.4. Команда квалифицированных специалистов работает с каждым ребенком индивидуально, поэтапно включая учащегося в процесс обучения в общеобразовательном классе. Мы предлагаем гибкое расписание, адаптированное учебные материалы и доступ к специализированным ресурсам, чтобы обеспечить оптимальные условия обучения.
Ресурсная зона оборудована специальными индивидуальными партами с перегородками, используются визуальные опоры. Для сенсорной разгрузки есть комната, в которой находится батут, фитболы, балансиры и другие приспособления.
Мы стремимся поддерживать активное взаимодействие среди учащихся с РАС и нормотипичных сверстников. Наша цель - не только обеспечить доступ к образованию, но и помочь каждому ребенку достичь своего полного потенциала. Мы способствуем развитию интеллектуальных способностей, социальных навыков и самооценки учеников.